Мы - исследователи!
Для закладки опытов и выполнения наблюдений за комнатными растениями четвероклассники разделились на группы по 3-4 человека. У каждой группы - свой опыт.
Задача учителя: подготовить перечень возможных опытов и детальное описание нескольких из них.
При этом должны соблюдаться условия: 1 - количество опытов - по числу групп; 2 - по времени эти опыты должны быть кратковременными, не более 1-2 недель; 3 - уровень сложности опытов должен соответствовать возрасту детей.
Описание опытов мы нашли здесь
(скачать описание опытов можно кликом мышкой по картинке)
![]() |
![]() |
![]() |
Беседина. Опыты в детском саду. | ![]() |
И.И.Курапова. Мои первые опыты. |
Задача группы: подготовить оборудование для опыта, заложить опыт, организовать наблюдения за комнатными растениями в течение недели-двух, ежедневно записывать результаты опытов в специальный бланк, по окончанию наблюдений сделать выводы и записать их в бланк.
Бланк скачать Бланк посмотреть
Учитель дополнительно "работал" фотокорром: фотографировал главные этапы исследований.
Опыты, которые мы выбрали
Цель опыта: узнать, … |
Оборудование |
Участники |
|
Вазелин, растение (пеперомия). |
Ахтаева А., Гис Т., Курцева К. |
|
|
|
Вазелина не нашли, смазали листья кремом: один лист намазали сверху.... | ..., а второй лист намазали с нижней стороны. | Лист, смазанный кремом с верхней стороны, не изменился. На листе, смазанном с нижней стороны, стало заметным пожелтение вокруг прожилок. |
Вывод: растение дышит нижней стороной листа, а не верхней. Но всё равно протирать листья от пыли надо.
|
||
|
Полиэтиленовый пакет, скотч, растение (молочай). |
Бондарева Л., Бриткина Т.,Тагезаде А. |
|
|
|
Надели на молочай пакет. Закрепили скотчем (не туго, чтобы растение не повредить). | Уже на следующий день увидели в пакете туман. | На другой день капли воды в пакете стали крупнее. |
Вывод: растения выделяют не только кислород, но и воду. Значит, растения в комнате повышают влажность воздуха.
|
||
|
Пластиковый контейнер, решётка, вода, сциндапсус. |
Есаков А., Курдюков М., Медведев Р. Заикин Е. |
|
|
|
На дно контейнера установили пластиковый поддон с отверстиями. На поддон положили веточку сциндапсуса с воздушными корнями. На дно контейнера налили воды так, чтобы растение воды не касалось. Закрыли контейнер плотной крышкой. | Ещё раз проверили - растение воды не касается ни стеблем, ни воздушным корнем. | В течение недели наблюдали, как в контейнере скапливается туман, капли воды увеличиваются. Достали растение. проверили, не завяло ли оно. Оказалось, что веточка по-прежнему упругая, как будто свежая. |
Вывод: некоторые растения могут впитывать воду не только подземными корнями, но и воздушными. Таким растениям нужна повышенная влажность воздуха, опрыскивание. |
||
|
3 ёмкости, песок, чернозём и глина, хлорофитум. |
Никулаев А., Лященко И., Цимбалюк А. |
|
|
|
В три ёмкости посадили 3 детки хлорофитума: в стаканчик с глиной, с песком и чернозёмом. | Поставили на подоконник, поливали одинаково. Наблюдали за цветом листьев. У растения, которое посажено в глину, новые листочки бледные. | Вскоре стало заметно, что и у растения, посаженного в песок, листья по цвету стали отличаться от того, что растёт в чернозёме: они более бледные по центру листа. |
Этот опыт у нас не сразу получился. Одно из растений было с повреждённым корешком и не прижилось. Опыт заложили снова. Вывод: растениям для правильного роста нужна плодородная земля (почва). В песке и глине растение развивается хуже, потому что ему не хватает питательных веществ.
|
||
|
Фольга, растение (герань).
|
Ефимов И., Гришин К. Иощенко К., Кондратьева К. |
|
|
|
Выбрали листок герани и закрыли его фольгой, чтобы прекратить доступ света. | Фольгу тщательно закрепили скотчем. Листочки оказались как бы в пакетах из фольги. | Через неделю сняли фольгу. Один лист герани по краям пожелтел, а второй облетел. |
Вывод: растениям нужен солнечный свет. Без света растение погибает.
|
||
|
Два листа от разных растений (тонкий лист циссуса и толстый лист каланхоэ) |
Кальянов А., Пестерева Я., Лапин С. |
|
|
|
Выбрали для наблюдений два листа разной толщины: лист циссуса (тонкий) и лист каланхоэ (толстый). | Ежедневно вели наблюдения за тем, что происходит с листьями. | Через полторы недели лист циссуса почти высох, стал тоньше. Лист каланхоэ только начал засыхать по краям. |
Вывод: растения с тонкими листьями быстрее испаряют влагу, поэтому их надо поливать чаще. Растения с толстыми листьями дольше удерживают влагу, поэтому их надо поливать реже. |