Здравствуйте!
Этот сайт создан для поддержки
информационно-исследовательского проекта
под общим названием "Пригласим природу в дом".
Автор проекта: Козлицкая Ирина Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 посёлка Каменский.
Участники проекта: ученики 4 класса этой школы.
![]() |
![]() |
Учебный проект «Пригласим природу в дом»
Проблемные вопросы:
- С какой целью человек выращивает комнатные растения?
- Какую пользу приносят растения в доме?
- Какое влияние оказывают климатические условия помещений на рост и развитие комнатных растений?
- Почему одни цветы любят свет?
- Почему другие предпочитают тень?
- Может ли растение принести вред?
- Как мы можем помочь цветам в классе (доме)?
Учебная цель проекта: узнать, какую пользу приносят человеку комнатные растения; откуда они родом; как правильно за ними ухаживать и размещать в помещении.
Дидактические цели проекта / Ожидаемые результаты обучения:
- познакомить детей с разнообразными видами комнатных растений;
• научить подбирать комнатные растения в зависимости от условий жилого помещения;
• научить пересаживать комнатные растения и выращивать растения из черенков;
• научить составлять информационные карты для правильного ухода за комнатными растениями;
• научить школьников проводить опыты и наблюдения за комнатными растениями;
• научить представлять результаты исследования с помощью информационных технологий.
План работы над проектом на занятиях кружка ИКТ, уроках технологии
и в Глобальной школьной лаборатории (ГлобалЛаб)
(этот план составлен учителем до начала учебного года)
Неделя (сентябрь-октябрь) |
Проект ГлобалЛаб |
Вопросы проекта |
Проектная деятельность на уроках технологии |
Проектная деятельность на занятиях кружка ИКТ |
Продукты проекта |
|
|
Исследовательский /информационный проект «Пригласим природу в дом» |
|||
1 |
Что растёт на окошке у меня в горшочке
|
С какой целью человек выращивает комнатные растения?
Какую пользу приносят растения в доме?
Какое влияние оказывают климатические условия помещений на рост и развитие комнатных растений?
Почему одни цветы любят свет?
Почему другие предпочитают тень?
Может ли растение принести вред?
Как мы можем помочь цветам в классе (доме)? |
Беседа о том, что такое фитодизайн, об особенностях размещения цветов в классе и дома, о том, какую пользу приносят комнатные растения людям. – 15 минут. «Мозговой штурм» - 10 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися). Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав –10 минут. Домашнее задание: ответить на вопросы викторины «Комнатные растения». Начать поиск источников информации. Подготовить перечень растений, выращиваемых в кабинете. Позаботиться о посадочном материале. |
Работа с источниками информации (диск «Комнатные растения», программа «Энциклопедия комнатных растений»). Поиск сведений о том растении, которое ученик выбрал. Поиск изображений этого растения в папке «Мои рисунки». Подготовительная работа по созданию информационной карты для ухода за растением. |
Результаты исследований (фоторепортаж и бланк-отчёт)
Картотека комнатных растений
Викторина «Комнатные растения»
Галерея фотографий комнатных растений класса в ГлобалЛаб
|
2 |
Что растёт на окошке у меня в горшочке
|
Практикум по пересадке комнатных растений. Размножение растений делением куста и черенками. Проверка ответов на вопросы викторины о комнатных растениях. Это интересно: бонсай. |
Поиск информации в сети Интернет. Заполнение информационных карт для каждого растения в классе (индивидуальные задания). |
||
3 |
Что растёт на окошке у меня в горшочке
|
Формулирование тем исследований учеников. Обсуждение индивидуального плана работы учащихся. Деление на группы по три-пять человек. Закладка опытов (бальзамин, циссус и пеперомия, молочай и бальзамин Гвинея). Проведение наблюдений над пересаженными растениями в школьных условиях. |
Поиск информации в сети Интернет. Заполнение информационных карт для каждого растения в классе (индивидуальные задания). |
||
4 |
Что растёт на окошке у меня в горшочке
|
Отчёт групп о проведении опытов и полученных результатах. Практикум по размещению комнатных растений в школьном кабинете в соответствии с полученными результатами. Консультации по выполнению самостоятельных исследований в домашних условиях. Источники информации для проведения опытов в домашних условиях. |
Поиск информации в сети Интернет. Заполнение информационных карт для каждого растения в классе (индивидуальные задания). Печатание картотеки «Комнатные растения». |
||
5 |
Что растёт на окошке у меня в горшочке
|
Консультации по выполнению самостоятельных исследований в домашних условиях. Источники информации для проведения опытов в домашних условиях. |
Завершение работы. Подготовка презентации индивидуально выполненных проектов: краткий рассказ о родине растения и условиях произрастания, рекомендации по расстановке таких растений в комнате (кабинете), представление информационной карты по уходу за растением. |
||
6 |
Что растёт на окошке у меня в горшочке
|
Представление на защиту самостоятельных исследований. Фотографии, демонстрирующие ход опытов. Выводы, полученные в результате проведённых опытов. |
Презентация индивидуально выполненных проектов. Обсуждение результатов проекта. |
||
Форма защиты проекта: выступление на муниципальном Фестивале проектов «Планета Знаний - 2015» |
Ссылка на проект в ГлобалЛаб "Что растёт на окошке у меня в горшочке" https://globallab.org/ru/project/cover/tchto_rastet_na_okoshke_u_menja_v_gorshotchke.ru.html#.VC_uR_l_ub8
А такой план мы составили с учениками
Этапы 1 и 2: Погружение в проект и планирование деятельности
Цель первого этапа – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи первого этапа:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Цель второго этапа – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи второго этапа:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Общая тема проекта |
Пригласим природу в дом |
||||||||||
Обсуждение смысла заголовка (темы) |
Кого приглашают домой? Кого можно пригласить из природы? |
По какому принципу приглашают гостей? |
Как вы готовитесь к приходу гостей? |
||||||||
От подтемы к цели |
Комнатные растения |
Комнатные растения нравятся людям |
Комнатные растения приносят пользу |
Условия для комнатных растений |
|||||||
От проблемных вопросов к задачам
|
Откуда появились комнатные растения? |
Почему у них такие названия? |
Комнатные растения разводят из-за их красоты |
? |
Комнатные растения выделяют кислород |
? |
Почва |
Полив |
Свет |
? |
? |
Где будем искать ответы (информацию)? |
Энциклопедии Справочники Интернет |
Энциклопедии Справочники Интернет |
Энциклопедии Интернет Опрос Опыты |
Опыты и наблюдения |
Опыты и наблюдения |
||||||
Вид проекта в зависимости от основного вида деятельности |
Информационный Творческий Социальный |
Информационный Творческий Социальный
|
Информационно-исследовательский |
Исследовательский |
Исследовательский Социальный |
||||||
Возможный вид продукта |
Сообщение Электронная презентация Плакат Мероприятие для малышей |
Сообщение Электронная презентация Мероприятие для малышей |
Сообщение с результатами опросов и анкет |
Сообщение об итогах опытов |
Сообщение об итогах опытов Памятки по уходу за растениями (бумажные или электронные) Выращенные цветы |
||||||
Где и как будем выполнять проект Время: сентябрь-октябрь |
Занятия кружка «Мой инструмент компьютер» Классный час Внеурочное время |
Занятия кружка «Мой инструмент компьютер» Классный час Внеурочное время |
Уроки технологии Внеурочное время |
Уроки технологии Внеурочное время |
Уроки технологии Занятия кружка «Мой инструмент компьютер» Внеурочное время |
||||||
Форма защиты проекта
Время: Ноябрь, март |
Открытый классный час для малышей «В зимнем саду» во время проведения Проектной недели «Удивительный мир комнатных растений» |
Открытый классный час для малышей «В зимнем саду» во время проведения Проектной недели «Удивительный мир комнатных растений» |
Фестиваль проектов «Планета Знаний» |
Фестиваль проектов «Планета Знаний» |
Фестиваль проектов «Планета Знаний»
|
Комментарий
Из всех перечисленных проектов учащиеся выбрали два: исследовательский проект "Какие условия необходимы для комнатных растений?" и информационный проект "В мире комнатных растений". Первый мы выполняем на уроках технологии и занятиях кружка "Мой инструмент компьютер", а второй - на занятиях кружка и во внеурочное время. Проект в ГлобалЛаб здесь не описывается, его можно посмотреть на сайте globallab.org/ru, поскольку его автором я не являюсь.
Этап 3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель третьего этапа – разработка проекта.
Задачи третьего этапа:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Для закладки опытов и выполнения наблюдений разделились на группы по 2-3 человека. У каждой группы - свой опыт.
Задача учителя: подготовить перечень возможных опытов и детальное описание нескольких из них (1 - количество опытов - по числу групп; 2 - по времени эти опыты должны быть кратковременными, не более 1-2 недель; 3 - уровень сложности опытов должен соответствовать возрасту детей).
Задача группы: подготовить оборудование для опыта, заложить опыт, организовать наблюдения за комнатными растениями в течение недели-двух, ежедневно записывать результаты опытов в специальный бланк (поищите в Библиотеке цветовода), по окончанию наблюдений сделать выводы и записать их в бланк. Учитель дополнительно "работал" фотокорром: фотографировал главные этапы исследований.
Для выполнения информационного проекта тоже разделились на группы, но в другом составе. Над этим проектом мы работаем в кабинете информатики. За одним компьютером в идеале должны работать два ученика, но у нас класс большой (20 человек), за некоторыми компьютерами сидим по трое.
Задача учителя: загрузить в каждый компьютер электронную энциклопедию "Комнатные растения", а также необходимый материал на случай, если не будет выхода в интернет (бывает и такое). Я приготовила папки "Комнатные растения" (фото растений нашего класса), "Уход за растениями" (рисунки-схемы по уходу за растениями: солнышко-растение любит солнце, солнышко за тучкой - растение любит полутень и т.д.), "Материки" (изображения материков).
Задача группы: каждая группа выбирает одно из комнатных растений (без повторов), ищет в энциклопедии (печатной или электронной) информацию о растении (главное - откуда это растение, какие условия ему необходимы). Затем группа делает один слайд презентации, на которой размещает фотографию растения и его название, а также значки по уходу за растением. Это будет электронная памятка по уходу за цветами ("Комнатные растения"). На другом слайде группа разместит один из материков, а вокруг него - изображения цветов, которые оттуда родом. Часть слайдов будет содержать текстовую информацию о растениях. Это вторая презентация - "Откуда вы родом?".
4 этап. Оформление результатов.
Цель четвёртого этапа– структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи четвёртого этапа:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Повторю, что продуктом исследовательского проекта будет презентация "Комнатные растения" (паспорта комнатных растений).
Мы объединим все выполненные группами слайды в одну презентацию и подарим её подготовительной группе детского сада (структурное подразделение школы) и первому классу. Поэтому на слайде минимум написанного - дошкольники и первоклассники должны "прочитать" схемы-рисунки о том, как следует ухаживать за растением. Если добавить в эту презентацию слайды с текстовой информацией (чередуя), то её можно адресовать ученикам 2 и 3 классов.
Продуктом исследовательского проекта будут Справочники и рекомендации, разработанные четвероклассниками на основе выводов, сделанных по итогам опытов и наблюдений. Они оформляются в бумажном варианте.
![]() |
![]() |
![]() |
Для справочников "Условные обозначения для ухода за комнатными растениями" каждый ученик 4 класса готовил страницу. В итоге получилось 5 справочников: для всех начальных классов и подготовительной группы детского сада (структурное подразделение школы). Группе художников осталось только оформить обложки.
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
Продуктом информационного проекта будет презентация "Откуда вы родом?" (родина комнатных растений).
5 этап. Презентация результатов.
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Презентация проекта о комнатных растениях состоялась на открытом мероприятии для малышей - экскурсии под названием "Зимний сад". Конспект можно посмотреть здесь.
6 этап. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности